Про путешествия, ориентирование и про всё

Previous Entry Share Next Entry
Дмитрий Жилинский. Выставка в Русском музее.
swann74
На прошлой недели сходил на выставку в Русский музей. В последнее время я обычно хожу на такие мероприятия в одиночку. Надеюсь, что может быть когда-нибудь мне удастся заинтересовать живописью дочку и тогда у меня появится компаньон. Бывает так, что выходишь из музея или галереи, и так и хочется кому-нибудь рассказать об увиденном. Теперь у меня есть блог, куда можно об этом написать. Хочу честно предупредить, мои знания о живописи очень-очень поверхностны, а что касается понимания вопроса, так у меня его вообще нет. Однако, смотреть на хорошие картины я обожаю с детства.
Глядя на советских гимнастов, которые отрешенно смотрели с рекламного плаката выставки, сразу становилось понятно, что это настоящий “соцреализм”.

Дмитрий Жилинский. Гимнасты.

В общем, так и оказалось. Но я ничего не имею против “реализма” и даже “соц”. Работы Жилинского очень реалистичны и очень подходят к его эпохе, эпохе “шестидесятников”. Однако, на мой взгляд, его картины отличаются от большинства советской живописи того времени. Да, конечно, это “соцреализм”, но он какой-то... Никакого более удачного слова кроме “грустный” мне на ум не приходит.

Дмитрий Жилинский. Под старой яблоней.

Дмитрий Жилинский родился в 1927 году. То есть, в этом году ему исполнилось 85. Родился он неподалеку от Сочи, в очень интересной семье. Его бабушка и дед были “коммунарами”. В конце 19 века на Северном Кавказе под Сочи в деревне Волковка была организована “коммуна” по примеру книг Герцена. В 1929 году коммуну разогнали, деда художника коммунисты расстреляли. Семья родителей Дмитрия Дмитриевича перебралась в город Апшеронск. В 1937 году пришли за отцом, его тоже расстреляли. В 1944 на фронте погиб старший брат. А после войны Дима уехал в Москву учиться на художника.
В одном из залов выставки Русского музея без остановки идет фильм о художнике. Мне он показался довольно суровым человеком, который при этом довольно скептически относится к тому, что стал великим русским художником современности. Он похож больше на “честного работягу”, который всю жизнь вкалывал как умел, и вот на 9 десятке дослужился до персональных выставок в Третьяковке и Русском музее. На его картинах очень много портретов родственников, он очень много писал свою маму, детей, и обеих жен.

Дмитрий Жилинский. Мама мне тоже 80!

Картина выше называется “Мама мне тоже 80!”. Очень сильная вещь.

Много и автопортретов.

Дмитрий Жилинский. С убитой собакой.

Другим удивительным фактом из биографии Дмитрия Жилинского является следующая запись: “2000 год: Родился сын Дмитрий”. На минуточку, дядька родился в 27 году!!

В середине 90-х от инсульта скончалась его первая жена Нина. И в 1999-м он женился во второй раз. На картине его новая семья: жена Венера и сын Дмитрий.

Дмитрий Жилинский. Моя семья.

Вообще у меня сложилось впечатление, что творчество Дмитрия Дмитриевича можно разделить на три периода: до болезни его жены Нины, конец 80х - 90е годы, и 2000-е.
Глядя на картины, очень интересно узнавать год написания и понимать, как менялся стиль, и наверное, как менялся художник как человек. Вот его ранние картины:

Дмитрий Жилинский. Нина 1958 год.Дмитрий Жилинский. Семья. 1958 год.


Вот характерные картины из 70-х.

Дмитрий Жилинский. Семья Ивановых. 1975 год.

Дмитрий Жилинский. Петр и Анна Капицы. 1975 год.

После смерти жены художник написал совершенно жуткую картину “Вечная память”.

Дмитрий Жилинский. Вечная память. 1996 год.

Запечатлен момент отпевания, священник с кадилом, сам художник и родные стоят вокруг гроба со свечами в руках.

Некоторые картины 90-х годов вообще выбиваются из общего ряда. Вот, например, портрет Пушкина (похоже в Михайловском).

Дмитрий Жилинский. Пушкин. 1999 год.

Пушкин с рюмкой, с моей скромной точки зрения, ужасен. По соседству висит такой же несчастный Достоевский.

В 2000-х годах у Жилинского явно творческий подъем. Можно только удивляться силам художника. Дай Бог ему здоровья как можно дольше.

Дмитрий Жилинский. Чтение книги. 2002 год.

Дмитрий Жилинский. Венера на Кипре. 2005 год.

Отличительной особенностью творчества Жилинского является то, что большинство его работ выполнены темперой на дереве или оргалите. Это требует другой техники и оставляет немного другое впечатление, чем масло. Самое главное отличие на мой взгляд - при использовании темперы нет толстых мазков. Дерево покрыто тонким слоем краски, которая защищена лаком. Так рисовали иконы в Византии и на Руси.

Выставка проходит в корпусе Бенуа Русского музея и будет продолжаться еще долго - до 14 января 2013 года. Всем рекомендую на нее сходить. Жилинский - выдающийся портретист и рисовальщик.
Великолепны не только портереты, но и натюрморты. Вот, например (правда, этой картины на выставке в Русском музее нет). Как она хороша.

Дмитрий Жилинский. Весенний натюрморт. 1980 год.

Да! и еще Зима!
Дмитрий Жилинский. Зима. 1976 год.

UPD: Обнаружил на youtube двухчасовую передачу о Дмитрии Жилинском.
В первой части ведущие в гостях в студии художника:



Во второй художник, сидя у себя на кухне, рассказывает историю своей жизни. Ему даже наводящих вопросов не задают. Он просто сидит и говорит...



  • 1
Прекрасные картины. Отличный текст. Взял себе Петра и Анну. А гимнасты в точности такие. Я их видел на Чемпионате мира 1958 года: Шахлин, Азарян и другие... Спасибо Вам за прекрасную экскурсию в Русский музей.

Спасибо большое за отзыв. Для меня 1958 год это ужасно давно. На выставке еще выставлены этюды к картине "Гимнасты". Жилинский с натуры писал их, а потом уже в студии писал красками.

Да. И я понимаю, что сам уже становлюсь "нецелевой аудиторией" нового времени. Только одно уточнение. Все гимнасты у Жилинского вытянуты кверху. Может только Альберт Азарян (из тех) был действительно высок и строен. Все другие, Борис Шахлин, например, - приземлёнными были. Гимнастика не для длинных, да и длинный человек в то время был редкостью. Но картина должна ласкать глаз, а не обукваливать объект. Жилинский своих картинах прав!

Время течет ужасно быстро. Я как-то сказал на работе, что ходил на концерты группы "Кино". Молодые коллеги не могли поверить. Цой же погиб в 90-м году, они в то время еще в школу даже не ходили.

Спасибо за пост. Не утерпела и тоже сходила на выставку. "Гимнасты" действительно очень хороши, даже как-то подавляют все остальные работы, которые висят в этом зале. Но мне даже больше понравились картины последнего времени, совсем не чувствуется, что их писал человек столь преклонного возраста, в них чувствуется удивительная сила, наверное, это и есть мудрость, которая приходит с годами, не всякому это дано.

Силища! Впечатлён. Пишет он с фотографической точностью, но с нефотографической выразительностью. Насчёт "грустный" − согласен. С такой биографией станешь грустным...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account