Про путешествия, ориентирование и про всё

Previous Entry Share Next Entry
Музей Невская Застава
swann74
В начале ноября я опубликовал в этом журнале две заметки про Речной вокзал и Куракину дачу. В тот же раз я еще посетил маленький краеведческий музей неподалеку. Музей называется Невская Застава.

Музей Невская Застава, Петербург, октябрь 2012.

Вообще, это отличная идея: каждому окраинному району Петербурга иметь свой собственный краеведческий музей. Но, конечно, изначально этот музей был образован совсем не как краеведческий. При советской власти здесь был дом-музей видного деятеля революцинного движения Шелгунова В.А., которого посещал тов.Ленин и проводил здесь занятия марксистского кружка.

Но в 1990 году подули другие ветры и музей из революционного переквалифицировался в краеведческие.
Я очень люблю маленькие провинциальные музеи, в которых мало посетителей и где каждому зашедшему радуются. Музей Невская Застава вниманием не избалован.

Музей Невская Застава, Петербург, октябрь 2012.

Здание музея повторяет деревянный дом, построенный для рабочих Обуховского завода в конце 19 века. Такой дом был на четыре семьи. Этот старинный деревянный домик зажат между двумя “хрущевками” последнего поколения. В них нет даже балконов. Домик обсажен голубыми елями, вокруг все выложено плиткой. Стоят 5 бюстов деятелей реолюцинного движения: Кржижановский, Крупская, Шелгунов, Шотман и Бабушкин. Все они имели отношение к революционному движению в этом районе Петербурга-Петрограда. Например, Крупская работала учительницей в рабочей школе в селе Смоленском. Вела среди рабочих-школьников пропаганду, за что ее и выслали.

Музей Невская Застава, Петербург, октябрь 2012.

Тов. Шотмана расстреляли в 1937 году, как врага народа и предателя, а Бабушкина в 1906 - за закупку оружия для вооруженного восстания. А вот тов.Кржижановский благополучно пережил Сталина.
Здесь же и более крупный бюст В.Ленина. Недавно группа “недоброжелателей” облила бюст красной краской. Но были потрачены немалые деньги, чтобы бюст отмыть.

Музей Невская Застава, Петербург, октябрь 2012.

Вообще, портить памятники Ленину в наше время доблесть не очень большая. Вот если бы они его краской облили году в 80-м, это было бы круто!
На самом деле отношение к революционной истории в современной России очень странное. Как в одном городе в одно и тоже время могут существовать памятники Николаю Второму и В.Ленину? Почему устояли на своих местах Кржижановские и Володарские? Я бы их всех убрал в специальный музей. И памятников Николаю бы не ставил.

Экспозиция внутри музея сделана очень аккуратно, но требует объяснения. У меня не было времени взять экскурсию на 40 минут. А стенды с короткими пояснительными подписями в основном требуют разъяснений.
На первом этаже зал, посвященый истории Шлиссельбургского тракта. Какие имения были расположены вдоль него, какие заводы и мануфактуры были построены в 19 веке.

Музей Невская Застава, Петербург, октябрь 2012.

На втором этаже зал, посвященный истории промышленности Невской заставы, и зал, посвященный блокаде. А также мемориальная комната видного деятеля революционного движения Шелгунова В.А.

Музей Невская Застава, Петербург, октябрь 2012.

Кстати, о товарище Шелгунове, я как-то пропустил его выше. Василий Андреевич благополучно прожил в Москве до 1939 года, был членом Президиума Всесоюзного общества старых большевиков.

На втором этаже малюсенькая выставка картин “Невская застава в 1950-х годах” художника Вадима Ивановича Трояновского. Эти акварели меня заинтерсовали больше всего в музее. Хотя, наверное, с хорошей экскурсией было бы интереснее и все остальное. По второму этажу расхаживал дядечка с бородой, он явно желал мне что-нибудь рассказать. Но поскольку я за экскурсию не заплатил, то он себя с явным усилием сдерживал. Все же пару фактов о своей любимой экспозиции он мне успел сообщить.

Про акварели. Их автор вообще-то скульптор-монументалист. В.Трояновский родился в 1937 году. Картины датируются 1953-57 годами, получается эти акварели он написал в возрасте 16-20 лет? При этом на некоторых картинах изображены события, явно относящиеся ко времени войны. Об авторе в интернете немного информации. Вадим Иванович окончил скульптурный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (но только в 1967 году). Ни одной репродукции его живописных работ в Интернете я не нашел. Есть только фотографии скульптур. Но акварели - хорошие. Настроение рабочей окраины в 50-х годах прошлого века, я думаю, передают очень хорошо.

К сожалению, у меня с собой был только телефон. А освещение никак не способствовало фотографированию.

В.И.Трояновский 'Пленные немцы идут на работу на завод Большевик', 1953.
В.И.Трояновский. "Пленные немцы идут на работу на завод Большевик", 1953.

В.И.Трояновский 'Из окна дома. Трампарк Володарского.', 1956.
В.И.Трояновский. "Из окна дома. Трампарк Володарского.", 1956.

?

Log in

No account? Create an account