Про путешествия, ориентирование и про всё

Шведский город Йёнчёпинг
swann74
Последний пост про поездку в Данию летом этого 2018 года. На обратном пути мы ночевали в шведском городке Йёнчёпинге. Попали туда совершенно случайно, но неожиданно мне он очень понравился и запомнился.

Йёнчёпинг, Швеция, Июль 2018 года

Честно говоря, Швеции и шведам я давно симпатизирую. Швеция была первая “настоящая” заграница куда я попал. Ну не первая, первой была Финляндия, но как раз таки Финляндия и была какой-то не совсем настоящей. В 1999 году я принимал участие в крупнейшей многодневке по спортивному ориентированию в мире: шведской O-Ringen. Проходила она в тот год в городе Бурланге. Там все было необычно и круто. То, как все было организовано, то, как люди общаются, держатся и одеваются, произвело на меня огромное впечатление. Наверное, главное впечатление были именно люди и уклад их жизни. Ну и девушки, Швеция единственная страна в мире, где красивых девушек больше, чем в России. Может быть это, конечно, только на мой вкус :)
В 2000-х годах я еще несколько раз бывал в Швеции. Но в последний раз это было в 2008 году, то есть 10 лет назад. Давно у меня есть мечта съездить на O-Ringen, но, наверное, я никогда больше не соберусь потратить целую неделю отпуска на шведское ориентирование.
Последний день соревнований ветеранского чемпионата мира в Дании был утром в пятницу, а уже в 16:00 субботы у нас были билеты на паром из Стокгольма в Хельсинки. Было понятно, что ночевать нам надо где-то на пол-пути между нашим Гиллелейе и Стокгольмом. По трассе от шведской столицы на юг было несколько городов-кандидатов на ночевку, и все они оканчивались на слово -чёпинг: Норчёпинг, Йончёпинг, Линчёпинг. Этот “-чёпинг” - это по-шведски значит городок с ярмаркой, окончание в географических названиях аналогичное славянскому -торг. Собственно в Йёнчёпинг мы попали исключительно из логистических соображений. Он показался мне наиболее разумно удаленным от конечных пунктов нашего путешествия, и к тому же мы заказали там недорогую гостиницу прямо рядом с трассой. Гостиница оказалось просто на удивление хорошей при разумной цене 6800руб за “фамили рум”. Это очень дешево для дорогущей Швеции. Даже поискал как она называлась - First Hotel Jönköping. Могу ее рекомендовать всем проезжим путешественникам.

Приехали в город мы уже около семи вечера, а утром надо было довольно рано ехать дальше. Поэтому все фотографии сделаны поздним вечером или ранним утром.
Город лежит на южном берегу огромного озера Vättern, оно второе по площади в Швеции и шестое в Европе.
Дорога от Стокгольма на юг страны идет вдоль восточного берега озера - там шоссе спускается с уступа в пару сотен метров вниз к берегу. Почему-то шведы решили, что с такой высоты нет смысла строить серпантин, и дорога спускается вниз как американская горка - по прямой. Там по дороге в Данию мы едва не попали в неприятную ситуацию: перед Йёнчёпингом на самом спуске образовалась пробка из-за дорожных работ, и машины яростно тормозили на спуске, покрышки горели, дым от них валил из под колес, машины уворачивались друг от дружки на обочине. Каким-то чудом водители справились, и не случилось ни одного столкновения.

Вечером мы пошли посмотреть на озеро и на город. Припарковались около кирхи Святой Кристины:

Йёнчёпинг, Швеция, Июль 2018 года

Строгая лютеранская церковь постройки конца 17 века, построенная из местного песчаника. Отсюда мы хотели пойти на берег озера. Но оказалось, что так не получится. Вдоль берега идёт железнодорожная ветка, которая ограждена забором и её не пересечь. Видно, что вдоль берега озера есть велодорожка: гуляют и катаются люди, но попасть туда здесь нельзя:

Мы пошли в сторону станции и порта, судя по карте там был проход в озеру. На фото ниже одна из улиц, примыкающих к железнодорожной ветке и дороге вдоль неё.

Так мы пришли в порт Йёнчёпинга и выясилось, что весь город этим субботним вечером здесь. Ну, может быть, не весь, но большая его часть.
На набережной был концерт, на сцене группа исполняла песни старинной шведской рок-команды Europa. Я, честно говоря, было даже подумал, что это они и есть. Только постарели и постриглись. Но, присмотревшись, засомневался, а потом на сайте группы не обнаружил концерта в Йёнчёпинге. Всё же это была какая-то кавер-группа.
От набережной длинный молл уходит вглубь озера:

Йёнчёпинг, Швеция, Июль 2018 года

Каждый павильончик на этом молле это ресторан или бар. Люди едят и много пьют. Пьют и едят также на пришвартованных корабликах:

А вот на набережной пить нельзя, тут с этим строго. Более того на входе в каждое заведение стоит секьюрити и проверяет по документам возраст. В общем, много народу пришло поглазеть на закат

и выпить в приличной компании.
Здесь опять хочу остановиться на шведах. Они выглядят совсем не как мы, и даже не так как финны или прибалты. Они стараются одеваться стильно, и у большинства жителей провинциального Йёнчпинга это получаются. Девушки в большинстве своем красивы, мужчины продуманно одеты, а на волосах видны следы укладки. В этом местные жители больше похожи на каких-нибудь итальянцев, чем на суровых северных европейцев.
Помню в 99 году в Швеции каждый второй парень носил бусы и браслеты. Мне это ужасно понравилось и я незамедлительно купил себе такие же как у них. Вернувшись домой, носить эти украшения было сложно. Люди смотрели на меня странно :)

В этот раз эти посиделки на берегах озера Венерн были не про нас. Мы погуляли, поглазели, поспорили настоящая ли эта группа Европа, и потихонечку двинулись в сторону припаркованной машины и дома. Девчонкам было пора спать.

Йёнчёпинг, Швеция, Июль 2018 года

Саша сказала, что все здесь в этом Йёнчёпинге напоминает о Северной Италии, об озере Гарда: и природа, и атмосфера. Я на Гарде не бывал, но верю, что так и есть.

По дороге нам попалось пара симпатичных домиков, по виду построенных очень давно:

Также на обратном пути мы попали на местную ратушную площадь:

Йёнчёпинг, Швеция, Июль 2018 года

Йёнчёпинг город старинный, здесь со средневековья располагалась одна из резиденций шведских королей. Но совсем древностей тут не сохранилось. Город дважды выгорал в течении датско-шведских войн в 1567 и 1612 годах. В ту пору вся южная Швеция принадлежала датскому королю, и город был практически приграничным. Город поджигали отступая сами шведы, чтобы ничего не досталось супостату. В общем, были эти датчане для шведов в те времена чем-то вроде крымских татар для русских.
Поэтому самые старые здания города постройки конца 17 века, в том числе и ратуша.
Самый знаменитый факт о Йёнчёпинге в том, что здесь изобрели современные безопасные спички. По этому поводу в городе есть музей, но мы об этом не знали, прочли только после возвращения. Да и времени все равно бы на музей не было.
Спички такие, к каким мы привыкли, до начала 20 века назывались “шведскими” потому, что изобрели их шведы. И некоторое время именно шведы держали большую часть производства спичек в мире. Они экспортировали их по всему миру. Это был настоящий клондайк для скандинавов, и Йёнчёпинг был одним из центров спичечного производства.
Шведы первыми стали использовать для производства спичек красный фосфор. Этот вид фосфора гораздо сложнее и дороже получить, чем белый фосфор, который получали просто охлаждением паров фосфора. Белый фосфор ужасно легко воспламеним и смертельно ядовит. Спички из него получались, но пользоваться ими было небезопасно. В 1855 году химик Йонас Лундстрем придумал как дешево производить этот самый красный фосфор. Кроме того, шведы стали наносить тот же красный фосфор на наждачную бумагу и наклеивать ее на спичечный коробок (так получился спичечный “чиркаш”). С тех пор спички и процесс их производства уже практически не претерпели изменений.
Утром субботы мы позавтракали в нашей гостинице (завтрак был на 5, настоящий шведский), и поехали в центр Йёнчёпинга, чтобы еще погулять и пофотографировать для вот этого самого поста. Пока девочки гуляли по центральной пешеходной улице:

Йёнчёпинг, Швеция, Июль 2018 года

Я резво пробежался по центру, пытаясь проникнуться городом Йёнчёпингом и его достопримечательностями. Для утра субботы в центре было на удивление многолюдно, по идее в провинциальном скандинавском городке на улицах не должно было быть вообще ни одного человека, а тут все же кто-то прогуливался. В магазинах люди были, кто-то кофе пил в кафе на улицах. Но все равно очень безлюдно. Где они вечно прячутся?
Посмотрел еще раз при свете дня на Ратушную площадь:

В центре сохранилось довольно много деревянных зданий:

Йёнчёпинг, Швеция, Июль 2018 года

Но в целом застройка центра города в большинстве своем современная:

Хотя встречаются и дома 19 века постройки:

Центр города разделяет на две части канал:

Йёнчёпинг, Швеция, Июль 2018 года

Он соединяет большое озеро Vättern с маленьким Munksjon. На берегу канала сквер с фонтаном:

На западном берегу канала больше исторических зданий. Здание гимназии имени Пера Браге больше похоже на дворец:

Здесь расположены две кирхи. Церковь Софии - красно кирпичная готическая кирха, которая не лезла никак в камеру телефона:
Йёнчёпинг, Швеция, Июль 2018 года Йёнчёпинг, Швеция, Июль 2018 года

Готика тут у них не мрачная, а веселеньких красно-белых цветов. Напротив нее в абсолютно скандинавской кирхе располагается Восточно Ассирийская церковь:

Йёнчёпинг, Швеция, Июль 2018 года

Оказывается в Швеции и в Йёнчёпинге в частности большая колония ассирийцев, христианских беженцев из стран мусульманского переднего Востока: Ирака, Ирана, Турции, Сирии. Они исповедуют несторианскую ветвь христианства и бежали со своей родины не во времена нынешних войн, а в начале-середине 20 века от преследований мусульман. И вот шведы отдали этой диаспоре здание своей лютеранской кирхи. Все это, конечно, я выяснил в Интернете позже. А в то субботнее утро я просто пробежался по городу.

И мы отправились в сторону Стокгольма.

Не знаю соберусь ли я когда-нибудь вдумчиво проехаться по Швеции и посмотреть на ее городки, побегать самое крутое в мире шведское ориентирование. Было бы здорово.

• 1
Милый городок с забавным для русского уха названием.

Они там почти все милые :) Но этот оказался особенно милым историческим и с озером.

Очень приятные северные цвета неба. Солнце под другим углом светит... И очень уютный городок.

а для нас вроде самые обыкновенные цвета. Мы же еще севернее живём :)