Про путешествия, ориентирование и про всё

Previous Entry Share Next Entry
Город Браслав, Белоруссия, майские 2018 года
swann74
Город Браслав находится в левом верхнем углу Белоруссии, там где сходятся Россия, Латвия и Белоруссия. Да и Литва здесь совсем рядом. Городок маленький, но ужасно древний. Основан он еще 1065 году, то есть Браслав постарше будет и Минска, и Москвы.

Браслав, Беарусь, май 2018 года

Это второй пост про нашу поездку на первые майские праздники в Белоруссию. Первый пост был про соревнования по спортивному ориентированию и дорогу. А сегодня про город, в котором мы провели эти три дня.
Браслав, конечно, город древнерусский и основан полоцким князем Брячиславом (отсюда и имя). Но именно что России он принадлежит относительно недавно, достался он Российской империи по 3-му разделу Речи Посполитой в 1795 году. А в межвоенное время 20 века Браслав успел еще немного побыть польским городом. Во времена империи Браслав даже не имел статуса города, он был местечком и центром волости Новоалександровского (ныне литовский Зарасай) уезда Ковенской губернии. Любопытно как отличались границы в 19 веке от теперешних. Браслав принадлежал Ковенской (Каунаской) губернии, а, например, Режица (ныне латвийский Резекне) - Витебской. В Польше Браслав стал центром повета (вторая ступень административного деления, больше воеводства, меньше гмины), а в Белоруссии районным центром. При этом, как утверждают археологи, первое поселение на этом месте было не славянским, а балтским.

Городу не повезло, никаких старинных зданий здесь не сохранилось. Браслав за годы своей долгой истории столько раз горел, что самые “старинные” из сохранившихся зданий относятся к 19 веку. Кто только не захватывал и не разорял Браслав, и псковичи, и московиты, и татары, и шведы. Последний большой пожар в городе был в конце 18 века, когда в городе прошли столкновения между царскими войсками и польскими повстанцами Тадуеша Костюшко. Тогда в Браславе полякам удалось взять власть в свои руки. При захвате города российскими войсками город в очередной раз полностью выгорел.
В общем, город такой и русский вроде бы, а с другой стороны совсем нет.
Впрочем, сейчас в Браславе не услыхать другой речи кроме русской (великорусской). В очередной раз убеждаюсь, что белорусский язык по-прежнему находится в положении какого-то геральдическо-мемориального. Живого языка на улицах я не слышал ни разу. Впрочем, уверен, что положение будет меняться в ближайшее годы в лучшую для него сторону. Ныне белорусские власти начали везде и всюду продвигать мысль о том, что белорусы - это не россияне. Нас в Белоруссии не зовут русскими, они и сами себе русские, официальное название для нас - “россияне”.
Давайте немного посмотрим город, и по ходу я сделаю еще пару исторических отступлений. Карточек на самом деле не так много, как-то я целенаправленно с краеведческими целями по городу так и не походил.
Въехали мы в город по дороге со стороны Полоцка, дорога к центру идет вдоль огромного озера Дривяты:

Браслав, Беарусь, май 2018 года

Озера здесь везде, они окружают город со всех сторон. На озере Дривяты пляж, какие-то странные современные скульптуры:
Браслав, Беарусь, май 2018 года Браслав, Беарусь, май 2018 года


Центр города не обращен к озеру, он повыше, но тут почти на берегу приятное современное здание автостанции:

Браслав, Беарусь, май 2018 года

Браслав, Беарусь, май 2018 года

А также школа, вот с таким панно:

Браслав, Беарусь, май 2018 года

Тут на этом школьном панно виден очень необычный герб города Браслава - всевидящее око. Почти как на американском долларе.



Этот герб в Браславе “завели” в 1792 году, в самом конце времен Речи Посполитой.
Рядом со школой построили на деньги Евросоюза здоровый веревочный парк. Но все те дни, что мы были в городе, он был закрыт. Полина каждый день просила заехать на него посмотреть, но каждый раз он был неизменно закрыт. Вообще Евросоюз явно пытается вовлечь Белоруссию в зону своего влияния. Нет сомнения, что так оно и получится. Рано или поздно.
Административный центр города состоит из нескольких польских межвоенных зданий. В каждом описании города в интернете они подробно описаны. Но, честно говоря, ничего интересного, тоже самое могло бы быть построено и при советской власти. Административные и функциональные здания 1930-х годов. Вот, например, здание местной администрации, построенное при поляках:

Браслав, Беарусь, май 2018 года

В этом польском доме теперь милиция:

Браслав, Беарусь, май 2018 года

А вот в этом поинтереснее - гостиница (это здание использовалась под гостиницу еще при советской власти):

Браслав, Беарусь, май 2018 года

Но основная застройка города сельская. Новостройки с многоквартирными домами есть только на северной окраине города. В основном все выглядит как-то так:

Браслав, Беарусь, май 2018 года

И даже вот так:

Браслав, Беарусь, май 2018 года

В Браславе есть краеведческий музей, который хвалят в Интернете, но я в него так и не зашел. Здание музея небольшое и деревянное:

Браслав, Беарусь, май 2018 года

“Другой” центр города расположен рядом с Замковой горой. Здесь когда-то начался город Браслав. Ни замка, ни городища на Замковой горе не сохранилось:

Браслав, Беарусь, май 2018 года

Гора довольно высокая, с нее открывается красивый вид на город, окрестные озера и леса:

Браслав, Беарусь, май 2018 года

Браслав, Беарусь, май 2018 года

Красиво и высоко. Вода почти со всех сторон виднеется:

Браслав, Беарусь, май 2018 года

Браслав, Беарусь, май 2018 года

На вершине горы совершенно литовские деревянные скульптуры:

Браслав, Беарусь, май 2018 года

Жили мы прямо под Замковой горой в “гостевом доме”. Все было очень пристойно по соотношению цена/качество. К тому же в подобных заведениях очень важно какие тебе достанутся соседи. У нас почти все соседи были ориентировщиками, которые приехали на те же соревнования, что и я. Это очень странно, но как правило, спортсмены-ориентировщики всегда и во всех странах оказываются на удивление приличными людьми. Так что с соседями нам повезло :)
Тут же рядом рядом костел, главный православный храм города и главная современная гостиница с рестораном.

Костел Рождества Девы Марии был построен в 1897 году:

Браслав, Беарусь, май 2018 года

Построен он в неороманском стиле, в стены и фасад встроены вкрапления “бутового” камня. Как пишут в Интернете - это очень популярный прием декорирования в конце 19 - начале 20 века, но для нас это не выглядит обычным.

Браслав, Беарусь, май 2018 года

Что-то похожее строили в начале 20 века, например, в Финляндии.

Костел здесь значительно популярнее православной церкви. Я был потрясен тем, что в вечером в воскресенье на мессу приехало столько прихожан ,что негде было припарковаться, а в церковь, кроме шуток, было не войти.
В 1990-е годы католическая церковь и Польша многое сделали, чтобы вернуться в Белоруссию. Костел кроме всего прочего - это центр распространения белорусского и польского языков в противовес русскому. У меня есть знакомый, мама которого католичка родом из Белоруссии, правда, не из этой части, а из Гродненской области. Она рассказывала, как за счет польской церкви они в 90-е годы бесплатно совершили паломничество в Польшу для того, чтобы попасть на встречу с папой. Католическая церковь гораздо лояльнее относится к межконфессиональным бракам. Тот самый знакомый венчался у нас в Питере в костеле, при этом его невеста была православной. Православная церковь не венчает православных с “латинянами”. Католики делают в Белоруссии всякие вроде бы развлекательные, но заодно просветительские, мероприятия. Тратится на это много усилий и средств. Такая церковь “с человеческим лицом”.

Рядом с костелом большая сцена в виде Ноевого ковчега:

Браслав, Беарусь, май 2018 года

Здесь в 2009 году произошла церемония коронации освященными папой золотыми коронами местной чудотворной иконы Матери Божьей Королевы Озер. Это был огромный праздник, на который собрались тысячи людей со всей Западной Белоруссии. Ковчег этот построили именно для этой церемонии.

Православная церковь в Браславе тоже построена в конце 19 века. Она не была так популярна как католическая ни в те годы, ни сейчас.

Браслав, Беарусь, май 2018 года

Это территория католиков.

До в войны в Браславе, как и везде в этих краях, жило много евреев. Тогда не было сегодняшних границ и ныне латышское Резекне, и ныне российский Невель и Браслав - были похожими друг на друга местечками. Немцы при содействии местных жителей (а тут отличились и латыши, и литовцы, и белорусы и русские примерно одинаково) всех евреев во время войны убили. Эти истории совсем недавнего прошлого не перестают меня ужасать. Когда я попадаю в эти места, все эти средневековые ужасы, как будто оживают. И я всегда думаю вот о чем, а если вдруг сегодня объявить: с завтрашнего дня все представители такой-то нации объявляются вне закона. Убивать их - доблесть, защищать от преследований - преступление. Имущество можно забирать. Что будет? Я думаю примерно тоже, что и в 1941-43. И никакой Интернет, никакая информационная открытость, ничего не спасет.
В Браславе гетто было почти в том самом месте где мы жили: между Замковой горой и озером Дривяты. Выделили несколько десятков домов, местных жителей не евреев переселили. Почти год здесь было гетто. А летом 1942 года всех убили. Погибло более 4500 человек, спаслись единицы. И ничего кроме двух памятников на местах убийств больше здесь не напоминает о том, что почти половина жителей городка были евреями.

Вообще, конечно, поражает сколько этот город и окрестности пережили за последние 100 с небольшим лет. Браслав и его жители успели пожить в пяти принципиально разных государствах: Российской империи, Польше, фашистской Германии, Советском Союзе и Белоруссии.
Собираюсь написать еще один пост про поездку в Белоруссию. Он будет про окрестности города.

  • 1
Пока была в музее эмиграции в Гамбурге, узнала про волну евреев-переселенцев из России, с тех самых западных территорий, куда их выслала Екатерина II. Потом залезла на американские ресурсы. В России в последней трети 19 в. было принято такое законодательство, которое фактически обрекало евреев на смерть и разорение, если они не покинут территорию страны. Они бежали от погромов в Америку, хотя по дороге их грузили в вагоны для перевозки скота. Конечно, была антисанитария и такие поезда перевозили инфекции.

Поезда с мигрантами прибывали в Германию, где на границе быстро проводили санитарный контроль и отправляли вагоны дальше, в Гамбург. Только в начале 20 в. в Гамбурге для них догадались построить отдельный город мигрантов, дать людям нормальные условия для сна, еды, религиозных обрядов.

Я хочу сказать, что погромы на евреев совершались в России, Австрии, Германии. Даже в США в начале 20 в., когда в год из России прибывало по несколько миллионов евреев, их обвиняли во всех бедах - что они несут инфекцию, они неграмотны и отбирают у местного населения дешевые рабочие места. Это говорили в первую очередь образованные люди. Самые образованные, которые формировали общественное мнение. Ведь они были в правительстве, владели газетами.

А Беларусь остается интересным местом - ни СССР, ни ЕС, и католики, и православные. Хочется пожелать им развития туризма. Ведь Браславские озера очень известны как место санаториев и отдыха.

Ничего сравнимого с тем, что делали немцы во время войны не было даже в средневековье.

Я хочу сказать, что российский документ 1880 года ничем не лучше немецкого документа 1933 года. Они оба разрешали погромы и убийства евреев.

Боюсь сказать про документ 1880 года, я ничего про него не знаю. И да, погромы были, и жертвы были. Но погромы конца 19-начала 20 века в Российской империи и холокост - это явления не сопоставимые. Немцы убивали на этих территориях всех евреев во всех населенных пунктах до одного человека. Казнили местных, которые пытались евреев спасать. Это был ад на земле.

Так я и хочу сказать, что те 2 млн. евреев, которые сбежали из России с 1881 по 1917 гг., это те, которые сбежали от легализованных государством убийств. Просто про это в школьной программе тактично не рассказывают.

Речь шла не только об ограничении территории на жизнь (черта оседлости), не только на запрет образования (нельзя получать военнное, юридическое, торговое, нельзя получать образование женщинам), не только на запрет проживать в городах без права работы (что вынуждало евреек выживать, хотя бы получая городскую "Желтую карточку", ту самую, как у Сонечки Мармеладовой), людей легально убивали тысячами, разоряя их магазины.

Не от хорошей жизни евреи уезжали из Российской империи, они просто хотели выжить. Государство им не оставило выбора.

Я не знала эту масштабную историю российских погромов, пока не посетила немецкий музей эмиграции и не зашла на американские сайты, посвященные изменению законодательства в связи с большим наплывом российских евреев. Именно тогда Америка первой из стран предложила такие ограничительные меры на въезд, как годовую квоту, экзамен на знание английского языка, минимальную сумму, с которой человек мог въехать в страну, наличие профессии.

Никак не хотел бы выступать адвокатом царского правительства, но выбор все же некоторый был - все ограничения были на евреев иудейского вероисповедания, как только ты принмаешь православие - все эти официальные ограничения снимались.
А вот немцы как раз выбора не давали во время второй мировой войны - выбор только один умереть. Поэтому мне как-то неприятно думать о том, что где-то в Гамбурге рассказывают об ужасах жизни евреев в Российской империи. Я думаю, что немцам на эту тему вообще лучше не высказываться. Больше никогда.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account