?

Log in

No account? Create an account

Про путешествия, ориентирование и про всё

Previous Entry Share Next Entry
Погост Тайлово, Печорский район
swann74
За многие годы мы посмотрели во Пскове и окрестностях очень много чего. И о многих местах я в блоге этом писал. Эти апрельские поездки на соревнования по спортивному ориентированию я очень люблю. В предыдущем посте писал о городе Печоры. Оттуда мы поехали посмотреть на погост Тайлово. Вокруг Пскова таится много интересных мест, хотя, конечно, эти достопримечательности “на любителя”. Но вот тот самый любитель сможет открывать здесь новые места долгие и долгие годы.
Деревня Тайлово знаменита своей церковью:

Погост Тайлово, Псковская область, апрель 2017 года

Церковь Николая Чудотворца была построена здесь в 17 веке. Много ли храмов такого возраста сохранилось в Псковской области, если не брать в расчет Псков и Псково-Печорский монастырь? Да, честно говоря, единичные экземпляры. В те времена постройка каменного храма было делом дорогим и престижным. Немногие деревни могли себе такую роскошь позволить. А многие из тех храмов, что были построены не достояли до наших дней, не пережив Советскую власть и войну.

Первая церковь в Тайлово была построена в 1487 году монахами Псково-Печерского монастыря, она была деревянной. Существующая версия церкви была построена в 1697 году.
Вокруг церкви кладбище, которое огорожено каменной стеной с воротами.

Погост Тайлово, Псковская область, апрель 2017 года

Очень похожие мы уже видели пару лет назад в деревне Сенно тоже в Печорском районе. Но те ворота, конечно, более интересные.

Церковь имеет звонницу:

Погост Тайлово, Псковская область, апрель 2017 года

На одном из колоколов надпись, которая говорит о том, что колокол был отлит в 1794 году.

Внутри ограды церкви еще одна свежепостроенная деревянная колокольня:

Погост Тайлово, Псковская область, апрель 2017 года Погост Тайлово, Псковская область, апрель 2017 года


На ее месте раньше стояла другая, построенная еще в 1923 году. Её нынешнюю замену построили только в прошлом году.

Сразу за церковью глубокий овраг, в котором протекает река Белка. До эстонской границы тут по прямой около 3 километров. Так что в принципе это 5-км пограничная зона, которую по нынешним правилам без пропуска посещать нельзя, но у нас никто документы не проверял.
На погосте много могил, на которых имена написаны латиницей. Фамилия эстонская, а имя русское, и все имена какие-то древние Фекла, Прохор. Это представители народа сету. Сету - православные эстонцы. Они были крещены в православную веру сразу из язычества. Считается, что влияние Псково-Печерского монастыря в этих местах было таково, что окрестные эстонцы приняли православие. В начале 20-века в печорском районе до 50% населения были сету. Они отличали себя не только от русских, но и от эстонцев. Здесь также жили более поздние переселенцы из Эстонии, которые были уже лютеранами. В Печорский район (да и вообще в северо-западную часть Псковской области) после реформы 1865 года переселилось большое количество крестьян из Лифляндии, в основном эстонцев, но также и латышей. В годы, когда Печоры принадлежали Эстонии (с 1920 по 1940), эстонцы стали составлять большинство. Однако после войны, когда эти земли отошли к РСФСР, большинство эстонцев и латышей переселились обратно, а вот сету по большей части остались на своей земле. Сейчас большинство представителей этого народа живут в юго-восточной Эстонии. В России осталось не так много сету. Неподалеку от Тайлово в деревне Сигово есть музей народа сету. Но туда мы пока не доехали.
Известно, что в начале 20 века, перед революцией в Тайлово службы велись на двух языках: эстонском и русском.
Совсем рядом с церковью могила священника Василия Петровича Рудакова, который служил здесь с 1917 по 1922 года. А рядом похоронен его сын Николай Васильевич Рудаков, который служил во время первой мировой войны в 54-ом Сибирском полку. А после революции воевал на стороне белых в составе Северо-Западной армии. Был ранен и скончался от ран в феврале 1920 года в Нарве. На могиле его надпись: “Мир праху твоему Коля!”. Мужику было 30 лет. Думаю, что тут, если покопаться, можно найти хорошую и грустную историю, такую же грустную, как большинство русских историй начала 20 века. Если по этому деревенскому кладбищу побродить,то уверен, что можно и еще пару других интересных историй найти.

Погост Тайлово, Псковская область, апрель 2017 года

Вообще, я не боюсь кладбищ с детства. Мне нравится как кладбища организованы в Северной Европе (в Америке вроде так же). Там это скорее парк, где можно гулять и глазеть на надгробия. У нас же из-за оград не всегда пройдешь по кладбищу.

Сама деревня Тайлово какая-то полуживая.

Погост Тайлово, Псковская область, апрель 2017 года

Погост Тайлово, Псковская область, апрель 2017 года

Роскошный древний храм и ухоженное кладбище при нем. Есть аккуратные крепкие дома,

Погост Тайлово, Псковская область, апрель 2017 года

Как и везде в этой части Псковской области здесь клали постройки из камня: амбары, ограды, ворота. Нигде больше таких не видел в наших краях.

Погост Тайлово, Псковская область, апрель 2017 года

Есть бедные дома и есть куча погорелых домов, которые стоят заброшенные и никто не собирается их восстанавливать.

Погост Тайлово, Псковская область, апрель 2017 года

Честно говоря, в сочетании с холодной влажной весенней погодой смотрится деревня Тайлово не очень духоподъемно. Тоскливо тут. И даже храм со свеже позолоченной главой не очень спасает ситуацию.
В следующем посте про поездку в Псков в апреле 2017 года напишу про город Гдов.

  • 1
Я тоже читала про музей народа сето. Какая-то грустная история у них. Они между эстонским и русским языком, никому особо не нужны, чтобы их поддерживать и развивать.

Думаю, камни в этих местах во множестве от ледникового периода, от моренных холмов. В Эстонии, например, когда распахивали поля, во множестве находили эти камни и складывали или кучей, или по периметру поля.

Хотя местные жители и старую крепость могли себе на сарай перебрать.

Я читал, что сейчас эстонское правительство поддерживает сету. В Вярска есть музей, праздники при поддержки государства проводят, ансамбли всякие. Но, честно говоря, я в тех краях был только проездом - сам ничего этого не видел.
Пишут, что в Сигово хороший музей. Надо будет съездить в следующий раз.

Сейчас - да. В 21 веке стало распространено - поддерживать малые народности.

  • 1