Про путешествия, ориентирование и про всё

Район Завеличье, Псков
swann74
В апреле опять пишу о Пскове и окрестностях. Прошлой весной мы пропустили традиционную поездку на соревнования по спортивному ориентированию. Но в этом 2017 удалось традицию соблюсти и в середине апреля поехать бегать на “Венок славы Александра Невского” (это так витиевато называются псковские соревнования). К сожалению, Полина приболела и мы уже было решили не ехать, однако бабушки согласились с девчонками посидеть два дня, и в итоге мы поехали в это маленькое путешествие вдвоем.
Остановились мы в этот раз в мини-гостинице с претенциозном названием Art Magic. Находится она в первом этаже “общаги” на улице Народной, что немного комично для отеля с таким названием. Но, честно говоря, нам понравилось это место. По соотношению цена/качество к ним претензий нет. Более того, единственным реальным недостатком этой гостиницы является расположение. В остальном, учитывая цену 4500 рублей за две ночи, все было отлично.

В Пскове я уже очень много чего видел, и про многое писал в этом блоге. В пятницу вечером мы пошли пешком из нашего Арт Мэйджика в центр и заодно погуляли по району Пскова, который называется Завеличье (то есть он лежит за рекой Великой относительно центра). Этот район неоднократно разорялся, когда неприятель подступал к городу, на этой стороне реки не было городской стены.
Вид на Кром из-за Великой открывается вот такой, я думаю, что это вообще один из самых красивых видов России.

Псков, апрель 2017 года

В районе нашего отеля застройка предельно хаотичная. Современные панельные дома перемежаются с недостроями, богатыми кирпичными коттеджами, гаражами и старыми деревянными домиками в основном очень жалобного вида:

Первой достопримечательностью, попавшейся на нашем пути, была церковь Жен Мироносиц. Это старинная церковь 16 века при старинном же кладбище:

Кладбище пустынно, солнечно и уютно :) Никогошеньки на нем не было, кроме двух нищих. Каждый из них со мной поздоровался, крайне неприятные ребята. При входе на кладбище ворота с надвратной колокольней:

Псков, апрель 2017 года Псков, апрель 2017 года

По Коммунальной улице, застроенной хрущевками, мы пошли к Великой.

Псков, апрель 2017 года

Троицкий собор виднеется в створе улицы, он уже на той стороне реки.

На улице вдоль реки стоит целый ряд новых “дорогих” домов. И почти все они нежилые:

Вид у большинства из них вот такой. Жилье построено, но не продано. В некоторых зданиях уже побили окна.

Псков, апрель 2017 года

Только один из всего ряда полностью обжит, плюс еще в одном устроена гостиница:

Дома эти называются “квартал Европа”.

Сразу за этой “Европой” мы вышли на берег Великой. За рядом этих новых построек есть еще дома вдоль реки, вот такие:

Псков, апрель 2017 года

Отсюда открывается вид на Кром. Не называйте Псковскую крепость Кремлем :), местные этого не любят. Кремль - московское слово. На фото ниже - место впадения Псковы в Великую, много раз фотографировал это место, но никогда с этой стороны:

В древности река Пскова была в этом месте перекрыта аркой, имеющей верхние и нижние решетки для пропуска в город судов.
Очень тут красиво апрельским вечером. Ниже еще один вид на дом Святой Троицы с противоположной стороны реки:

Псков, апрель 2017 года

Местные ребята совмещали наслаждение видами с рыбной ловлей:

С чем в Пскове очень плохо, так это с дорогами. Дорожное покрытие большинства улиц в ужасном состоянии:

Следующий знаменитый храм этой части города - Собор Рождества Иоанна Предтечи:

Псков, апрель 2017 года

Он старинный и грубоватый с узкими окнами-бойницами, но при этом красивый, и абсолютно не псковский. Даже звонница у него не такая, как у местных храмов:

Построили его новгородские мастера, и о дате постройки ученые спорят, согласно наиболее ранней датировке Иоанновский собор построили в 1120-х годах. Но вроде бы официальная наука считает датой постройки 1240 год. Но даже при такой дате, собор можно считать “домонгольским”, а таких по всей России осталось на перечет.

Очень странно, что два самых древних сохранившихся каменных храма города: Иоанна Предтечи и еще более ранний Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря находятся в Завеличье. Вроде бы при осаде города и польский король Стефан Баторий, и позже шведский король Карл-Густав Адольф занимали Завеличье (а город ни один из них так и не взял), но при этом все древние церкви центра Пскова перестроены или утрачены.
Во время Великой Отечественной войны Иоанновский собор не очень пострадал, пожалуй, даже больше ему досталось от большевиков после революции. Однако, сразу после войны были проведены первые реставрационные работы. Сейчас собор выглядит идеально.

Вдоль реки мы пошли к Ольгинскому мосту, чтобы перейти на другую сторону реки. У моста еще одна старинная церковь Успения с Пароменья:

Псков, апрель 2017 года

Это церковь совсем из другого века (1521 год), с характерной псковской звонницей:

На вершине креста сидит маленький голубь (в натуральную величину):

Конечно, тут существует легенда, что пока голубь сидит на своем месте со Псковом все будет хорошо. На самом деле голубь символ Святого Духа.
Вид на церковь и звонницу с Ольгинского моста:

Псков, апрель 2017 года

За мостом стоит недострой советского периода. Он находится здесь сколько я себя помню:

Вроде бы это недостроенное здание гостиницы. Теперь, как видно из баннера, его собираются очередной раз достроить и приспособить под студенческий городок.

Завеличье делит пополам Рижский проспект. В этот раз мы прогулялись на самом деле только по северной части района. Главная достопримечательность Завеличья находится южнее - это Мирожский монастырь, но там мы уже бывали, и я даже писал об этом пост несколько лет назад - ссылка.
Также в южной части Завеличья находится еще один старинный храм - церковь Николы от Каменной ограды:

Псков, апрель 2017 года

Здесь когда-то был Никольский Каменноградский монастырь. Вот эта церковь как раз пострадала от иноземных нашествий и была разрушена во времена Ливонской войны, а позже восстановлена.

В 1947 году церковь передали старообрядцам. Вроде бы она до сих пор принадлежит общине старообрядческой поморской церкви (это одна из основных общин беспоповцев). Однако, в Великую субботу здесь была полнейшая тишина. Все заперто, никого нет.

Ну и в завершение сегодняшнего рассказа о том, где мы поужинали после той пятничной прогулки. Вообще, что у нас в стране научились делать хорошо - так это заведения общественного питания. Куда не приедешь, везде можно найти, где вкусно и красиво поесть. В Пскове таких мест ни одно, ни два, а, наверное, больше десятка теперь уже, и количество таких мест растет. Хочу прорекламировать Mojo Gastobar. Находится он прямо в Кроме, если стоять лицом к главному входу в крепость, то надо пойти налево вниз вдоль стены к Великой, и там метров через 80 по левую руку малоприметная дверь. Я люблю нормальную человеческую еду, а здесь кухня “фьюжн”, но при этом вкусно и вполне съедобно. И если этот гастобар перенести в Питер на улицу Рубинштейна, то он там был бы как влитой, никто бы незаметил никакой подмены.

• 1
Спасибо, прочитала с удовольствием. Много мест знакомых, постальгировала. Я все больше в "Рижской" останавливалась или же группам искала другие гостинцы/общежития. Ваша гостиница, вероятно, совсем небольшая была?

Да, номеров, наверное, 8. На Букинг теперь пустили маленькие отели и даже апартаменты. Теперь выбор размещения в Пскове очень большой.

В Пскове снега нет, надо же...
На прошлый Первомай специально завернули в Псков, чтобы посмотреть на домонгольский храм Рождества Иоанна Предтечи. Столько раз были в Пскове, а к нему ни разу не заезжали, слишком он на отшибе находится, случайно не увидишь. А храм замечательный, и виды оттуда, как Вы правильно заметили - "одни из самых красивых в России".

я читал ваш пост про него.
И в Ленинградской области в южных районах тоже в начале апреля не было уже снега. Это новый лёг, апрельский :)

Как в Псковской области дорог не было, так и нет. Что-то говорят про развитие местного туризма, "Серебряное Ожерелье", эко-тропы... До многих точек на карте банально страшно доехать.

И еще один показатель душераздирающего экономического положения жителей Псковской области - 70% всех жителей обитает во Пскове. Побросали все деревни, поля заброшены. Там же раньше великолепный лен выращивали.

С дорогами плохо. Деревни заброшены. Всё правда.
И при этом дорогие гостиницы и рестораны хорошие имеются в наличии. Расслоение общества ужасное. Тоненький слой богатых, тоненький слой средних, много-много бедных и много нищих. Кончится все это может очень плохо.

А с рабочими местами там совсем беда? Я не в курсе.

Помню, когда мы въезжали в Великий Новгород, первое, что бросилось в глаза, это огромный завод "Dirol". С одной стороны - громадная нелепая конструкция, не собственное российское производство, а с другой - это же спасение для местного населения, рабочие места.

В Новгороде больше производства: там и старые советские предприятия не все померли, например, Акрон, Сплав. И новые производства есть Икея, тот же Дирол. Про Псков я хуже знаю. Там был кабельный завод, завод радиодеталей, в каком это состоянии сейчас я не знаю.